Тема 4 "Путешествие в страну Вежливости"

 

 

Приложение.

Скачать презентацию к классному часу "Путешествие в страну вежливости".

 

Цель классного часа: расширение представления детей о правилах этикета и культуры поведения.

Задачи:

  1. Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.
  2. Развивать умение правильно оценивать себя и других.
  3. Формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.

 

Ход классного часа

 

1. Вступительное слово.

Классный руководитель. Здравствуйте, гости! Сегодня мы отправимся в необычную страну, ее нет на карте, однако она существует. В этой стране может жить каждый, но там свои правила, свои обычаи, кто нарушает их, тот лишается гражданства. Как получить гражданство в Стране Вежливости?! Затвердить правила поведения, конечно, можно, но будет ли от этот человек вежливым в жизни? Вот в чем вопрос! А ведь правила эти могут сослужить добрую службу, например, научат жить в ладу с родителями, друзьями, соседями, учителями...

Всем ведь хочется, чтобы их любили и уважали, относились к ним только по-доброму и никогда не делали замечаний. Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие относятся хорошо. Только такого человека любят и уважают. У него всюду найдутся верные, надежные друзья, с которыми ему не будет скучно. Ведь не зря существует такое правило: «К людям следует относиться так, как хотелось бы, чтобы они относились к тебе».

2. Ребята, какую фразу мы произносим, когда встречаемся с человеком?

ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Какое красивое слово! А что оно обозначает? Каково его лексическое значение?

Сегодня, идя в школу, я встретила и поздоровалась с пятью женщинами и тремя мужчинами и все в ответ на мое приветствие говорили: «Здравствуйте!». Найдите корень в этом слове. (Выслушивает мнение ребят.)

Значит, «здравствуйте» произошло от слова здоровье?! Если бы мы всегда помнили об этом, то какой бы прилив сил чувствовали, выслушивая приветствия от друзей и знакомых! Видите, какое у меня сегодня прекрасное настроение, и им я могу поделиться с вами! Люди издавна с самых незапамятных пор приветствовали друг друга. И уклониться от такого приветствия или не ответить на него считалось дурным тоном, проявлением невоспитанности, неуважения и даже — глупости. Ведь в приветствии заключается исполненное любви братское пожелание: «Я вижу тебя, друг! Я желаю тебе всего самого доброго — здоровья и счастья!»

ученик. Я читал, что в некоторых американских племенах было принято здороваться с помощью жестов, например, люди подносили руку ко лбу и к сердцу...

ученик. А я знаю, что военные и сегодня здороваются, салютуя друг другу рукой, — вот так!

ученик. А еще можно пожать руку или похлопать по плечу друга.

Классный руководитель. Важно, ребята, при встрече улыбнуться друг другу! Не скупитесь на улыбки! Например, как вы поздороваетесь, если увидите издали друга и хорошего знакомого? (Выслушивает ребят.) Правильно! Жестом, искренней улыбкой...

Чтец.

     В небытие теперь уходит часто

Извечный смысл давно знакомых слов:

Всегда ли мы, роняя слово «Здравствуй»,

И впрямь хотим, чтоб кто-то был здоров?

Всегда ли помним, что самой любовью

Был побуждаем в древности народ,

Желая высшей благости — здоровья —

Всем, с кем судьба когда-нибудь сведет...

 

 

Задание 1

В школьном коридоре разговаривают три учителя. Среди них ученик увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Надежда Ивановна!» — Какая им допущена ошибка? (Поздороваться надо со всеми учителями.)

Кто-то из вас вошел в помещение, где уже сидят ребята: кто должен первым поздороваться? (Входящий.)

Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен представляться и здороваться первым? (Старший подает руку младшему; женщина — мужчине; начальник — подчиненному.)

Классный руководитель. Но ведь мы ежедневно не только здороваемся, но и прощаемся, обращаемся к кому-нибудь с просьбой, потом благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили оплошность... Кто знает, сколько раз в день мы произносим эти, как их иногда называют, волшебные слова? А почему они «волшебные»? Кто их так впервые назвал? К сожалению, сегодня благородный смысл этих этикетных слов несколько выветрился. (Выслушивает ребят.)

3. Известный писатель Ю.Бондарев, прошедший Великую Отечественную войну и доживший до наших дней, в статье «Мир спасет слово» пишет: «...испортился вкус читателя и в первую очередь язык «новой русской» словесности. Лавина слов обрушилась на читателя, задушив наши необычные прекрасные слова, слова приветствия, слова прощания: здравствуйте, благодарю, извините... И самое главное — продолжает он — ведь эти слова вбирают в себя всю радость, всю боль, всю надежду, милосердие, все то, что сделало человека человеком»...

Прислушайтесь к русскому слову СПАСИБО:

 

Звучит во все века — спасибо —

Спаси, мол, брат, тебя за это Бог!

 

В какой жизненной ситуации люди употребляют это слово? Конечно, из чувства благодарности. Благодарность — это ощущение признательности к кому-нибудь за оказанное внимание и помощь. А выразить это чувство помогают нам не только глаза, но и слова. Назовите их! (Спасибо, большое спасибо, благодарю, очень признателен...) Мы назвали четыре слова. Много это или мало? Я тоже думаю, что мало!

Задание 2

Классный руководитель. А теперь поприветствуем наших одноклассников, которые побывали в творческой командировке, наблюдая, как используются волшебные слова в обыкновенной жизни. 1-я группа посетила продуктовый магазин... (Несколько учеников разыгрывают сценку под названием «Покупатель и продавец».)

Покупатель. Дайте мне булку хлеба и банку сгущенки.

Продавец. Какое вам молоко? За 19 рублей? Или за 20?

Покупатель. А какое лучше?

Продавец. Не знаю. Я не брала.

Покупатель. Ну... ну за 19.

Продавец. Все? С вас 26 рублей 40 копеек. Давайте точно. У меня мелочи нет.

Покупатель. Вот. Возьмите!

 

Классный руководитель. А теперь представим, как это могло бы быть в идеале... (Ребята показывают второй вариант сценки.)

 

Покупатель. Добрый день, Марина Ивановна!

Продавец. Здравствуйте! Что вы желаете?

Покупатель. Дайте мне, пожалуйста, булку белого хлеба и банку сгущённого молока.

Продавец. Извините, а какое молоко вы бы желали? За 19 рублей или за 20?

Покупатель. А вы не могли бы посоветовать, какое лучше?

Продавец. Простите, я не знаю. Думаю, что за 20...

Покупатель. Благодарю! Я беру именно его!

Продавец. Будьте добры, заплатите 27 рублей 40 копеек! Если сможете, дайте, пожалуйста, точно!

Покупатель. Пожалуйста, 27 рублей 40 копеек!

Продавец. Благодарю за покупку! До свидания!

 

Задание 3

Классный руководитель. Конечно, в такой магазин захочется прийти еще раз! А вот ребята из 2-й группы посетили почтовое отделение. (Ученики разыгрывают сценку под названием «Посетитель и почтальон».)

 

Посетитель. Здравствуйте!

Почтальон. Здравствуйте! Что хотите?

Посетитель. Мне, пожалуйста, большой конверт и открытку «с днем рождения»!

Почтальон. Я могу предложить вот эту открытку!

Посетитель. Я возьму! Сколько с меня?

Почтальон. Пожалуйста, Настя, 18 рублей!

Посетитель. Благодарю! До свидания!

 

4. Классный руководитель. Будьте добры... Сколько просьб начинается с этих слов...

Чтец.

Сколько просьб начинается с «Будьте добры»!

Скажите, который час?

Простите, глаза у меня стары.

Придите, беда, беда у нас!

Будьте добры! Очень спешу...

Вас я, друзья, ни о чем не прошу

Просто — Будьте добры!

                    Л. Татьяничева

 

Классный руководитель. А вот еще одно стихотворение о вежливости.

     Прекрасный клад нам даровал Всевышний,

В нем — россыпь нежных и волшебных слов:

Прости, благодарю, спасибо, извините.

Давайте повторять волшебные слова

Везде, повсюду, где бы ни бывали:

 

И в школе, дома, в магазине и в кино,

В автобусе, на почте и в метро.

Тогда увидите, что мир добрее станет,

Улыбка осветит лицо,

И Бог здоровья вам добавит,

И дом ваш счастьем засияет.

 

5. Классный руководитель. Знаете, ребята, человек, произносящий благое слово, что-то злое совершить не сможет. Поэтому объявляю игру в «Волшебные слова». (Загадывает загадки.)

Задание 4

Растает даже ледяная глыба от слова теплого... (спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит... (добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы... (спасибо).

Даже в Дании на прощание говорят... (до свидания).

Задание 5

Просмотр и обсуждение фильма «Давайте говорить комплименты»

 

6. Классный руководитель. А сейчас проведем игры по речевому этикету.

Задание 6

Первая — «Согласиться проще, но лучше отказать».

Классный руководитель.Бывает так, что тебя о чем-то просят, а ты не можешь выполнить эту просьбу или не желаешь по какой-то причине. Как отказать человеку? Представь себе такую историю: у волшебной палочки был добрый хозяин, но он почему-то потерял ее. И вот палочку находят по очереди Водяной, Иван-царевич, Дракон, Аленушка. Каждый из них сразу обращается к палочке со своей просьбой, но, увы, палочка всем отказывает. Она решила для себя, что никому, кроме своего истинного хозяина, служить не станет... (Учитель предлагает кому-нибудь из ребят выбрать подходящую для каждого случая форму отказа или указать номер ответа.)

Аленушка. Помоги, Палочка-выручалочка! Расколдуй моего братца Иванушку!

Водяной. Ты все можешь, Палочка- выручалочка, построй мне царские хоромы под водой!

Иван-царевич. Будь моей гостьей, Палочка-выручалочка! Возьму тебя в палаты царские.

Дракон. Послужи мне, Палочка- выручалочка, помоги погубить врага заклятого — Ивана-царевича.

 

Варианты отказа:

1.Не могу я без хозяина просьбу твою выполнить, да ты, чай, и сам мастер дворцы строить.

2.Спасибо, друг, за приглашение лестное! Но есть у меня другой хозяин.

3.Не могу и не хочу в злом деле участвовать.

4. Рада бы помочь тебе, дружок, но не могу. Отнеси меня к моему хозяину, и мы с ним для тебя все сделаем.

Предполагаемый порядок ответов: 4, 1, 2, 3. Можно провести анализ этих ответов.

Классный руководитель (обращается к одному из учеников). Ты помнишь эти строки?

Ты все пела? Это дело:

Так пойди же попляши!

Так строгий Муравей, который терпеть не мог бездельников и попрошаек, ответил Стрекозе, просившей прокормить и обогреть ее «до вешних только дней». А что бы сказал муравей Стрекозе, если бы он не так строго судил лентяев и был бы готов немного поработать за них?

1. К сожалению, у меня не хватит еды, чтобы кормить тебя всю зиму. Но зайди сегодня, погрейся и пообедай вместе с нами.

2. Я не смогу кормить тебя всю зиму. Но мой сосед, Шмель, ищет учительницу пения и танцев для шмелят. Наверное, он устроит тебя на зиму. А если не получится — заходи поесть и обогреться.

3. Ну ладно, оставайся. Хоть ты и лентяйка, но несколько дней я смогу тебя покормить. А там ищи себе другое место.

 

Идет анализ вариантов ответа:

1 и 2 — По этим словам можно судить о  добрых чувствах Муравья, ведь он и на деле готов оказать помощь Стрекозе.

3 — В этом случае Муравей хоть и проявил доброту, но все же поспешил называть гостью обидным словом. Если Стрекоза признает свою вину, то этого делать не стоит.

Задание 7

Классный руководитель. Ну, а теперь, после того как мы с вами попробовали выступить арбитрами в разных ситуациях и поучились делать мотивированный отказ, давайте попробуем произносить друг другу комплименты. Что такое комплимент? Наверное, это любезные, добрые слова, которые могут поддержать товарища в решительный момент, помогут ему собраться с силами, поверить в себя и добиться успеха.

Попробуем сказать комплименты своим одноклассникам! (Выслушивает несколько попыток.) И мне скажите комплимент! Как приятно слышать, когда тебя за что-нибудь хвалят. (Обращается к ученику.) А ты сможешь кому-нибудь сказать добрые, приветливые слова?

Задание 8

Классный руководитель. Представь, что ты участвуешь в конкурсе «Умей хвалить и похваливать», который проводится в некой сказочной стране. В жюри входит 5 сказочных героев: Кощей Бессмертный, Сивка-Бурка, Баба-Яга, Емеля, Золушка. Выбери для каждого члена жюри подходящий комплимент. (Укажи его номер.) Для Кощея Бессмертного? Для Сивки-Бурки? Для Бабы-Яги? Для Емели? Для Золушки?

Комплименты

Очень-очень ловкая, быстрая, всегда и всюду успеваешь.

Он так долго живет на свете, что наверняка стал очень мудрым.

Наверное, она будет очень счастлива: ее доброта, терпение и трудолюбие не могут остаться без награды.

Это верный и добрый друг, на которого всюду можно положиться.

Он такой добрый, если бы еще не так любил лежать на печи, то всех, наверное, сделал бы счастливыми.

Правильный порядок ответов: 2, 4, 1,5, 3.

Задание 9

Классный руководитель. Умеешь ли ты по достоинству оценить чью-нибудь работу, характер, внешность так, чтобы твои слова не звучали обидно для человека, а подбодрили бы его, помогли стать чуточку лучше? Помнишь ли ты, как зеркальце из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» отвечало на вопросы царицы?

Ты прекрасна, спору нет;

Но царица всех милее,

Всех румяней и белее…

Не правда ли, зеркальце умело вежливо и мягко сообщить горькую правду своей собеседнице? Оно начало со слов: «Ты прекрасна, спору нет…»

А теперь представь себе, что ты Хозяйка Медной горы, которая сейчас должна дать оценку работы неустанного труженика – Данилы-мастера.

Выбери номер наиболее подходящей фразы:

1.Тебе еще надо много работать, Данила-мастер.

2.Нет, твои поделки мне совсем не нравятся.

3.Видно, что ты много потрудился, Данила, и последние работы твои гораздо искуснее. Еще не все получается, но если ты постараешься, то Каменный цветок оживет в твоих руках.

Анализ ответов:

1 и 2 — Боюсь, что, выслушав такие варианты ответа, Данила потеряет всякую охоту к работе, а может быть, у него навсегда опустятся руки.

3 — От такой оценки труда Данила поверит в себя и сделает все, что в его силах.

Задание 10

Классный руководитель. Как видим, даже критика может быть мягкой и осторожной, если она преследует добрые цели. Наверное, многим из вас приходилось высказывать свое мнение и о каком-то человеке, и о делах его рук. (Обращается к ученику.) Представь себе, что героев сказки «Лиса и Журавль» повстречал на лесной тропинке Ежик... И ему пришлось выслушать мнение Лисы и Журавля о том, как их принимали в гостях.

Все хорошо было на обеде. И вежливое обращение, и хорошее угощение. Жаль только попробовать ничего не удалось. Не подумала хозяйка о подходящей посуде.

Уж и не знаю: зачем только меня пригласили. И крошечки съесть нельзя из этой посуды. Больше не просите — не приду.

Кому принадлежит первое высказывание? Кому второе?

— Журавль.

— Лиса.

Классный руководитель (обращается к ученику). Что же мог сказать Лисе и Журавлю наш мудрый Ежик? Выбери и укажи номер наиболее вежливой критики.

Журавль был добрее и вежливее, Лисонька. Он тебя не обидел ни единым словечком.

Лисонька, ты, мне кажется, не совсем права. Ведь ты первая пригласила Журавля к себе в гости.

Ну, ребята, вы оба подмочили свою репутацию и теперь разбирайтесь сами. Лично я вас мирить не буду.

Анализ ответов:

1 и 2 — Это примеры доброжелательной критики, к которым стоит присмотреться. Их вполне можно использовать в жизни.

3 — В этом случае Ежик поспешил с вынесением строгой оценки своим товарищам. Не ровен час — завтра сам сядешь в ту же лужу и подвергнешься такому же немилостивому осуждению. Это пример неполезной критики.

А теперь, когда мы с вами уже набрались ума-разума, я вам устрою небольшую шуточную проверку. Подберите добрые слова, которые могли бы характеризовать таких общеизвестных сказочных персонажей, как Буратино и Винни-Пух.

Выслушивает несколько реплик.

7. Классный руководитель. А сейчас попробуем дать оценку нашему уроку: интересный, хороший, воспитывающий.

Как вы думаете, можно ли нам с вами выдать гражданство Страны Вежливости? Лучше не торопиться с ответом, понаблюдаем еще денек-другой и решим, кто из нашего класса достоин такого гражданства. Я надеюсь, что с сегодняшнего дня вежливых станет больше.

Hosted by uCoz